Около месяца назад на ул. Я. Мавра, 1, открылся первый в Беларуси центр медитации традиционного тибетского буддизма. Что он из себя представляет и чему там можно научиться – в репортаже корреспондентов агентства «Минск-Новости».
Открываю дверь, и взгляд сразу падает на большое изображение Будды, у ног которого стоит молитвенный барабан с мантрами. На стенах информационные плакаты, киноэкран. Здесь по-домашнему уютно. Для посетителей даже тапочки предусмотрены.
Навстречу мне выходит Александр Лузгин – председатель культурно-просветительского общественного объединения «Центр буддийской культуры и традиций».
– Центр медитации – наш главный проект, – вводит в курс дела собеседник. – Инициаторы его создания – практикующие буддизм Алмазного пути традиции Карма Кагью в Минске. В нашем городе люди заинтересовались данным направлением 20 лет назад. В прошлом году мы зарегистрировали культурно-просветительское общественное объединение, хотя изначально подавали документы как религиозная община. Все-таки буддизм — мировая религия. Хотя в ней не используется инструмент веры, нет понятия бога. Мы опираемся на суть, а не на внешние ритуалы.Центр создан с благословения лам (учителей. – Прим. авт.), и мы сохраняем традиционную передачу поучений и практик медитации, данных Буддой Шакьямуни 2 500 лет назад своим ученикам. В этом уникальность данного места.
Об учении Александр готов рассказывать часами. Он уже 12 лет практикует традицию Карма Кагью, которая является одной из четырех основных школ тибетского буддизма. В центре трудится на общественных началах, как и другие. Также уделяет время работе в сфере информационных технологий, супруге и двоим детям.
– Мы идеалисты, и часто пример бескорыстной работы уже приносит вдохновение и большую пользу человеку, – с улыбкой говорит собеседник.
Мы проходим в уютную библиотеку. Здесь собраны книги о религиозно-философском учении, тексты лам на русском и английском языках, тематические журналы. Любой желающий может ознакомиться с ними.
– Тот, кто приходит сюда часто, может взять книгу домой, – отмечает А. Лузгин.
На стенах в комнате для медитаций красуются тханки с изображением Будды и Бодхисаттвы. Среди них как настоящие произведения искусства, так и репродукции.
На полках стоят статуи Будды, символизирующие определенные качества, на развитие которых и направлена духовная практика: интуитивная мудрость, абсолютное бесстрашие, спонтанная радость и активное сочувствие.
– Медитация – упражнение для работы со своим умом. Имеется в виду не интеллект. В буддизме ум означает то, что смотрит через наши глаза и слушает через наши уши, то, что осознает и действует. Медитация была дана Буддой Шакьямуни как метод достижения совершенного состояния ума, Просветления, то есть полного освобождения от заблуждений в двойственном восприятии себя и окружающего мира. Благодаря ей люди становятся независимыми, сильными, полными радости и любви, – говорит собеседник.
– Наша практика включает концентрацию на объекте и работу с внутренними энергиями, отождествление с совершенными качествами. Проще говоря, в медитации важно не отвлекаться и находиться здесь и сейчас. И вот это непросто, поскольку мысли появляются сами по себе и их сложно контролировать, но если вам удается, то в обычной жизни вы сможете принимать решения осознанно, видеть богатство выбора. Обычно люди действуют под влиянием эмоций, привычек, но этот метод позволяет выйти из накатанной колеи, воспринимать каждый момент как уникальный. Как правило, это первый результат, который человек замечает спустя какое-то время после начала регулярных занятий.
Медитации проходят ежедневно с 20:00 до 20:30, они бесплатные. Проводят сеансы практикующие буддисты Алмазного пути.
Я присутствовала на медитации на белорусском языке (по понедельникам). Ее вела Светлана. Мне как новичку объяснили, что во время практики нужно сидеть в позе лотоса с прямой спиной, смотреть желательно в одну точку, хотя можно и закрыть глаза, внимательно слушать, что говорит ведущий, и произносить в определенные моменты нужные слоги и мантру. Посоветовали не отвлекаться и предложили взять четки, чтобы не засыпать.
Когда все собрались – пришли человек 10 – Светлана сказала: будем делать гуру-йогу Кармапы Шестнадцатого (медитация на просветленного учителя. – Прим. авт.).
– Мы адчуваем бясформенную плынь паветра ля кончыка носа і дазваляем думкам і гукам з’яўляцца і знікаць. Мы не ацэньваем іх, – произнесла она и стала медленно читать текст, суть которого сводилась к основным идеям буддизма: достижению Освобождения и Просветления для блага всех существ. Затем было предложено соединиться с энергией Кармапы Шестнадцатого…
В определенный момент все стали дружно проговаривать мантру «КАРМАПА ЧЕННО», что означает «сила всех Будд работай через нас». И так минут 10. Медитация длилась от силы полчаса, но время для меня тянулось крайне долго, да и сконцентрироваться не получалось – периодически отвлекалась то на посторонние звуки, то на собственные мысли, то на боли в спине от неподвижного сидения.
После мантры ведущая сказала, что мы слились со светящейся формой Кармапы, перенимая его просветленные качества, что теперь можем воспринимать мир совершенным, радостным и полным смысла. Светлана добавила, что раньше мы являлись нашим телом и были уязвимы для старости, болезней и смерти, а теперь имеем тело как инструмент, и вместе с речью его можно использовать, чтобы приносить пользу другим. Это понимание посоветовали сохранять во всех жизненных ситуациях. В завершение медитации все запели так называемое призывание Защитника «Черный Плащ» на тибетском языке.
Что я вынесла с сеанса? То, что мне сложно долгое время концентрироваться на определенном объекте. В общем, есть чему учиться.
Большинство присутствующих медитируют регулярно, но были и те, кто только начинает.
– Мы с мужем шестой раз здесь. Интересно узнать о буддизме в целом и медитации в частности. После занятий становлюсь внимательнее, они помогают настроиться на позитивные мысли и избавиться от негативных эмоций, – призналась Елена.
По словам А. Лузгина, в центр приходят люди, которые ищут развития. В основном мужчины и женщины в возрасте 25-35 лет и старше, представители интеллигенции, творческих и рабочих профессий, айтишники, бизнесмены. Кто приходит за экзотикой, в поиске новых впечатлений, долго здесь не задерживаются. Остаются люди, которые ощущают эффект от занятий и готовы уделять им часть своей жизни.
В центре проводятся также лекции и кинопоказы. В планах – проведение мероприятий.
– У нас много задумок, идей.Сейчас реализуем амбициозный проект – занимаемся переводом буддийских текстов и разработкой терминологии на белорусском языке. Ранее этого никто не делал. Периодически у нас читают лекции буддийские учителя. В мае ждем Александра Вычугжанина из России, в июне организуем городскую лекцию Ламы Оле Нидала. В рамках визита Нидала хотим представить премьеру документального фильма «Ханна», посвященного его покойной жене и их совместной деятельности по развитию буддизма на Западе. Также планируем привезти в столицу выставку буддийских статуй и тханок из России «Сокровища Гималаев», которой нет аналогов на постсоветском пространстве. Ранее мы уже делали тематические выставки и участвовали в проектах партнеров, в том числе Национального художественного музея. В перспективе организуем и буддологическую конференцию – мы сотрудничаем с учеными из Беларуси, России и других стран, – поделился планами в завершение беседы А. Лузгин.
Справочно
В мире насчитывается около 700 центров медитации Алмазного Пути традиции Карма Кагью.
Фото Сергея Шелега и из архива Центра
Оригинал статьи смотрите на Информационном городском портале агенство Минск-Новости